Грант «Лига перемен»

Модель непрерывного сопровождения «Лига перемен» является пилотным проектом ГБУ специальная школа «Шанс». Все заявленные компоненты реализации модели апробируются, начиная с 2014 года. Приоритетное направление, которому соответствует проект – это социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной.

ГБУ специальная школа «Шанс» разработала комплект авторских технологий для работы с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом и их семьями. Они направленны на комплексную ресоциализацию подростков, что позволяет восстанавливать социальные, семейные и личностные системы.

Одной из основных задач становится апробация данных технологий и внедрение их в работу с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом.

Для реализации данных задач запланированы 11 циклов практических мастерских, в рамках которых возможно обучение специалистов работе по заданным технологиям.

Планируется выпуск информационно – методических брошюр с текстами и описаниями технологий. Данная деятельность приведет  к более массовому распространению опыта работы по данным технологиям.

1. Внедрение технологии «Психологический ресурсный тренажер – ПРТ»

Цикл индивидуальных занятий для несовершеннолетних (от 2 до 10 занятий), направленный на глубинную проработку внутриличностных конфликтов, страхов и острых  переживаний, по средствам изменения окружающего пространства, выведения из состояния обыденного восприятия, формирование новых моделей поведения. Поиск и формирование ресурсов личности, для преодоления ситуации трудной жизненной ситуации и социально – опасного положения.

Работа по технологии проводится на основе собеседования с клиентом, выявления необходимых изменений в пространстве вокруг него, с целью вызывания необходимого эффекта невозможности использования предыдущих опытов и навыков, для вызова глубинных индивидуальных и социальных ресурсов. За счет данной работы формируются новые способы реагирования и проживания.

2.Цикл мастер – классовиз 3 встреч для специалистов системы профилактики «Технология ПРТ в социальной сфере»

В рамках данной работы планируется обучить 30 специалистов системы профилактики работе в ПРТ для распространения опыта для работы в иных учреждениях социальной сферы.

3.Программа «О чем мечтать?»

Внедрение занятий по программе «О чем мечтать?», состоящей из двух тренингов, рассчитанных на группу подростков от 6 до 15 человек.

 В рамках программы происходит формирование навыков самоанализа и саморефлексии, развитие навыков самостоятельной постановки цели и перспективного планирования, обучение способам поведения, типичным для уверенного человека.

Также создается  обстановка, способствующая повышению и укреплению адекватной самооценки.

Основными методами, используемыми в работе, являются  ролевые игры, проблемные и игровые ситуации, мини-лекции, беседы, самодиагностика.

4. Мастер – класс для специалистов «Формирование и развитие у несовершеннолетних с девиантным поведением системы целеполагания и мотивации к достижению успеха»

5. Программа «Мир без интернета»

Внедрение занятий по программе «Мир без интернета», состоящей из двух тренингов, рассчитанных на группу подростков от 6 до 15 человек. Целью программы является  знакомство подростков с вредными последствиями интернет – зависимости, а также демонстрация преимуществ живого общения и альтернативных методов досуга.

Программа «Мир без интернета позволяет формировать самостоятельность, любознательность, развивать навыки участия в дискуссии, побудить подростков к расширению своего кругозора, формированию здорового образа  жизни.

Основными методами работы являются мотивационная и эвристическая беседа, ролевая и групповая игра, индивидуальная и парная проектная работа, дискуссия, объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый метод, компьютерная и проектная технология, наглядность.

6.Программа  «Как быть интересным?»

Внедрение занятий по программе «Мир без интернета», состоящей из четырех тренингов, рассчитанных на группу подростков от 6 до 15 человек. Целью данной программы является улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья подростков.

Программа позволяет развить у подростка интерес к себе, стремление разобраться в своих поступках, способностях, формирует навык самоанализа, развивает чувство собственного достоинства, навык общения со сверстниками и способы взаимопонимания, формирует интерес к другому человеку, как к личности.

7.Программа индивидуальной и групповой работы «Пешком по Москве»

Программа «Пешком по Москве» состоит из трех экскурсионных маршрутов и предназначена для подростков 13 -16 лет, интересующихся внешним обликом, историей и архитектурой столицы.

Цель данной программы - развитие у детей интереса к родному городу, формирование чувства патриотизма и гордости за свой город, повышение общей культуры и эрудиции.

Программа позволяет осуществить знакомство с историей Москвы, памятниками культуры, традициями. Развить у подростков с девиантным поведением способность к альтернативным видам досуга.

 

Развитие новых технологий и программ по работе с семьями несовершеннолетними , вступившими в конфликт с законом

8.Технология «Компас»

Внедрение технологии компас, как средства установления первичного контакта с  незамотивированным клиентом. Данная технология используется в индивидуальной работе с семьями и детьми с девиантным поведением. В ее основе лежит система «5 да», то есть пяти согласий клиента с высказываниями специалиста.

9.Обучающий тренинг для специалистов «Система компас – работа с незамотивированным клиентом»

10.Программа «Понимание»

 Внедрение программы «Понимание», направленной на коррекцию детско – родительских отношений. Она состоит из 4 тренингов для семьи и направленна на формирование и развитие конструктивного диалога, умения понимать и принимать друг друга, развивать способность неагрессивно доказывать свою позицию.

11.Технология «Выходные вместе с мамой»

Внедрение программы индивидуальной работы с семьей «Выходные вместе с мамой». Программа направленна на развитие в семье способов проведения совместного досуга и ведения совместного хозяйства, обмен внутри семьи интересами и развитие совместной деятельности. Корректировку содержания программы производит специалист в непосредственной деятельности с семьей. Целью программы является поддержание и коррекция нормативных детско-родительских отношений.

Технология позволяет развить конструктивное взаимодействие внутри семьи, выявлять и комбинировать интересы родителей и детей, создавать карты интересных мест и актуальных мероприятий для каждой семьи индивидуально.

12. Проведение мастер – класса для специалистов системы профилактики «Организация совместного семейного досуга для семей»

Развитие новых интернет - технологий и программ по работе с семья  и несовершеннолетними , вступившими в конфликт с законом

 

13.Технология "Web-продленка"

Внедрение технологии индивидуальной работы с несовершеннолетними с девиантным поведением "Web-продленка", направленной на преодоление педагогической запущенности, формирование способности несовершеннолетнего к самостоятельной работе с учебным материалом

14.Проведение выездных тренингов для несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом «Лига перемен».

С целью апробации и коррекции содержания программной деятельности планируется проведение выездных смен для несовершеннолетних. В рамках которых будут проводится семинары и тренинги направленные на профилактику девиантного поведения.

Планируется 1 раз в полугодие проведение выездных семинаров – тренингов, для несовершеннолетних.

15.Выпуск информационно-методического сборника «Технологии развития сензитивности и коммуникации подростков с девиантным поведением».

В сборник войдет опыт работы и описание методов, использованных для реализации технологии, а также описание случаев проработки и коррекции девиантного поведения у несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом.

16. Межрегиональный семинар «Развитие новых технологий по работе с несовершеннолетними, вступивщими в конфликт с законом».

 

Вовлечение несовершеннолетних в социально-одобряемую досуговую деятельность.

 

17. Проведение акции «Доброта сердца» по вовлечению несовершеннолетних в добровольческое движение.

В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Одним из  средств являются добровольческие движения. Они направлены на формирование и развитие социально одобряемых качеств.

Миссией акции «Доброта сердца» является  нравственное оздоровление подростков, вступивших в конфликт с законом, чтобы они могли ощутить свою возможность сделать жизнь окружающих светлее и ярче.

Подготовка добровольческих команд несовершеннолетних к работе с пожилыми людьми, инвалидами, на агитационных акциях за здоровый образ жизни.

Занятия проводятся в тренинговой форме, направленной на построение задач добровольной помощи, определению возможностей и технологий реализации работы с обозначенными группами.

Количество несовершеннолетних – 80 человек.

18. Выпуск информационно – методического сборника «Организации волонтерской работы с несовершеннолетними как средство профилактики девиантного поведения».

19. Проведение круглого стола для специалистов «Профилактика девиантоного поведения, через волонтерскую деятельность подростков.

20. Внедрение эффективной формы наставничества тьюторское сопровождение «Старший брат» по ресоциализации несовершеннолетних.

В ресоциализации, работая в рамках направления тьюторство, мы опираемся на понятия преемственности.

В ходе программы тьюторское сопровождение «Старший брат» планируется привлекать успешно адаптированных воспитанников к ресоциализации других несовершеннолетних, а также студентов педагогических вузов, как трансляторов социально адаптивного поведения почти ровесникам. Имея сильный ресурс в виде  схожего опыта (ситуация конфликта с законом), понимания внутренних процессов и удачного разрешения ситуации в форме успешной адаптации, им проще найти слова, которые будут понятны несовершеннолетнему. 

Здесь возможно использовать как индивидуальные методы - беседы, групповые дискуссии, вариации технологий, писем и видеороликов. Главное, чтобы смысл слов, сказанных социально адаптивными  ровесниками, нашел отклик в сердцах подростков в конфликте с законом.          

Количество несовершеннолетних – 50 человек.

 

Профессиональная подготовка несовершеннолетних

21. Внедрение авторской технологии "Пожарный Спецназ".

Важными направлениями в ресоциализации подростков, вступивших в конфликт с законом, является военно – патриотическое воспитание и безопасность жизнедеятельности. На стыке данных направлений зародилась авторская программа «Пожарный спецназ». В программе принимают участие специалисты управления МЧС по городу Москве. В реализации технологии примут участие 150 несовершеннолетних из всех округов города Москвы. В рамках мероприятия в течение года будет проведено не менее 20 специализированных выезда специалистов МЧС, будет задействована оборудованная специализированная база подготовки МЧС.

22.Организация деятельности мастерских для социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации несовершеннолетних подростков группы социального риска.

Приобретая профессию из рук мастера, подросток получает, и ценности профессионального сообщества, в деятельность которого погружается. Данный факт позволяет вытеснять криминогенные установки. Также наличие профессии позволяет получать доход законным путем, что снижает риск совершения повторных преступлений.

Наличие даже минимальных профессиональных первичных навыков позволяет организовать досуг, зарабатывать деньги, самореализовываться и развиваться в рамках выбранного направления.

Организация деятельности мастерской «Автодело»

Проведение шестимесячных курсов по формированию профессионального навыка у подростков с девиантным поведения, в рамках профессии. Развитие профессиональных навыков, как основы развития социально – одобряемого поведения.

Организация деятельности мастерской «Гостиничный сервис» Проведение шестимесячных курсов по формированию профессионального навыка у подростков с девиантным поведением в рамках профессии. Развитие профессиональных навыков, как основы развития социально – одобряемого поведения.

Организация деятельности мастерской «Садовод». Проведение шестимесячных курсов по формированию профессионального навыка у подростков с девиантным поведением в рамках профессии. Развитие профессиональных навыков, как основы развития социально – одобряемого поведения.

Организация деятельности мастерской «Webдизайн». Проведение шестимесячных курсов по формированию профессионального навыка у подростков с девиантным поведением в рамках профессии. Развитие профессиональных навыков, как основы развития социально – одобряемого поведения.

 23. Выпуск информационно – методического сборника «Профессиональная подготовка как средство коррекции и профилактики девиантного поведения».