Программа по подготовке выпускников воспитательной колонии к освобождению

«Школа подготовки к освобождению»

         Данная программа рассчитана на подготовку к освобождению несовершеннолетних, отбывавших наказание за совершенные преступления в воспитательной колонии. Основная задача ребят на выходе – ресоциализация в общество, то есть повторная социализация - процесс воспроизводства отношений через освоение социальных ролей, формирование и принятие новых ценностей, принятых в социально адаптивном обществом, усвоение позитивного  опыта, выработанного человечеством, а так же процесс изменения отношений через их преобразование, изменение микросреды несовершеннолетнего, формирование бытовых и социальных навыков для успешного функционирования в открытой среде.

          Цель программы:

Комплексная подготовка освобождающихся к ресоциализации.

           Задачи:

1.         Подготовка освобождаемых к самостоятельной жизни, приобретения необходимых правовых знаний, осознание ими своих конституционных прав и обязанностей, меры ответственности за их неисполнение.

2.         Создание условий для самоутверждения каждого освобождаемого  в рамках общественно – одобряемого  поведения.

3.         Восстановление детско – родительских отношений с семьей.

4.         Овладение коммуникативными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для социализации.

5.         Профессиональная ориентация освобождаемых в соответствии с их наклонностями и способностями, планирование будущего.

6.         Усвоение элементарных финансово-экономических понятий, развитие навыков активного делового взаимодействия.

7.         Освоение комплекса хозяйственно-бытовых знаний, умений и навыков.

8.         Привитие основ общечеловеческой культуры, усвоение морально-этических норм.

9.         Воспитание естественной потребности в соблюдении норм и правил здорового образа жизни.

10.     Формирование и подготовка среды, для возвращения н/л.

         Данная программа направленна не только непосредственно на несовершеннолетнего, но и на подготовку той среды в которую он будет возвращен. Ее можно разделить на два направления работы:

1. Социально - педагогическая и психологическая работа с освобождаемым в воспитательной колонии.

2.  Средообразование для возвращения ребенка, то есть непосредственное взаимодействие с семьей и социальными структурами, готовящимися принять н/л.

         Для реализации программы обозначен срок – 6 месяцев до выхода из колонии. Это оптимальное время для проведения процедур с оформлением документов, работы по формированию среды (социально – педагогического и психологического воздействия на семью и ближайшее окружение будущего освобожденного) и психологической подготовки будущего рессоциализуемого. Программа рассчитана на несовершеннолетних и юношей в возрасте до 21 года.

      Различия по взаимодействию с подростками и юношами заключаются в основном в механизмах взаимодействия с органами и структурами системы профилактики и работе с семьями освобождающихся.

       При работе с подростками (до 18 лет) в блоке средообразования оказывают активное содействие такие органы как КДН и ЗП, ПДН ОМВД, органы опеки и попечительства, территориальные УИИ. При работе с ребятами, достигшими 18 лет, остается меньше законодательных рычагов воздействия на подготовку среды.

 

Социально - педагогическая и психологическая работа с освобождаемым в ВК.

Педагогические технологии.

         Концепция технологии социальной адаптации представляет процесс последовательного функционирования всех средств, используемых для решения социально – воспитательных задач и аспектов социальной деятельности. Он позволяет:

  • анализировать и систематизировать практический опыт и его использование;
  • комплексно решать социальные и социально – воспитательные проблемы;
  • создавать благоприятные условия социальной адаптации подростка;
  • оптимально использовать имеющиеся ресурсы;
  • выбирать и разрабатывать наиболее эффективные технологии для решения социальных проблем.

         В ходе реализации программы используются:

- личностно-ориентированная технология;

- технология сотрудничества;

- технология индивидуализации рессоциализационного процесса;

- технология исследовательского (проблемного) воспитания;

- технология творческой деятельности.

Формы организации занятий

         Программа предусматривает различные формы организации освобождаемых в период пребывания в ВК: занятия как специально организованные формы воспитания; нерегламентированные виды деятельности детей; организация свободного времени в течение дня. Занятия сочетают в себе различные виды деятельности с учётом возрастных возможностей воспитанников:

- беседы, встречи;

- дискуссии, диспуты;

- лекции;

- индивидуальные тренинги;

- индивидуальные консультации;

- диагностика и мониторинг.

         Данный блок программы направлен на комплескное психолого – педагогическое и социально – адаптационное воздействие. Блок разработан из расчета на 12 занятий и включает следующие направления развития освобождаемого:

1. Социально – бытовое (актуализация имеющихся знаний и навыков при функционирования в открытой среде, формирование и развитие недостающих навыков).

2. Правовая подготовка (развитие и актуализация знаний своих прав и обязанностей, формирование навыка использования знаний в открытой среде, профилактика рецидивов).

3. Психологическая подготовка освобождающихся (Формирование устойчивого отношения к себе, закрепление социально – одобряемых норм и ценностей, определение путей развития на свободе, планирование будущего, профориентация, подготовка к жизни в семье).

         Тематика занятий в хронометрической последовательности (из расчета 12 занятий на 6 месяцев):

1. Первичная встреча. Знакомство с курирующим специалимстом. Определение направления развития.

2. Проведение специализированной ПМПК.

3. Планирование будущего. Формирование актуального восприятия будущего в открытой среде.

4. Я и моя семья.

5. Планирование будущего. Задачи и ресурсы.

6. Нормы и ценности.

7. Этикет. Правила принятые в обществе.

8. Планирование. Профориентация.

9. Права и обязанности (необходимые документы).

10. Восприятие себя в открытой среде.

11. Самоконтроль и планирование.

12. Построение ближайшего будущего. Я полноценный член общества.

Средообразование.

           Задачей данного блока является подготовка социальной среды для возвращения освободившегося.

      Перед освобождением несовершеннолетнего из ВК социальному работнику надо обязательно проследить за выдачей воспитаннику всех документов, аттестатов из учебных заведений воспитательной колонии (ПТУ, школа), трудовой книжки (если имеется) и справки о доходах (если он получал зарплату),а  также выписки из медкарты. Случается, что аттестат остается в следственном изоляторе, тогда необходимо подать запрос о его выдаче. Иначе после освобождения подростку будет сложно поступить в учебное заведение, не имея документа о предыдущем образовании.

К моменту освобождения воспитанника социальному работнику желательно наладить контакты с районной и муниципальной службой занятости,  органами местного самоуправления. При местных органах власти имеются наблюдательные комиссии (районные межведомственные комиссии по проблемам профилактики бездомности), они также призваны оказывать содействие лицам, освобожденным из мест лишения свободы.

    Кроме того, к этому времени желательно установить отношения с государственными, муниципальными и общественными организациями, работающими с молодежью в районе постоянного проживания воспитанника.

Если возникнет необходимость, социальный работник должен сопровождать воспитанника при посещении этих учреждений и организаций, поскольку, как правило, подросток не имеет соответствующего опыта общения с официальными лицами.

          Возвращение воспитанника в семью может стать проблемой для родителей.
В таких случаях, задачей сопровождающего является индивидуальная социально – педагогическая и социально – психологическая работа с родителями и ближайшим окружением.

         Темы бесед и консультаций  с родителями:

1. Актуализация родительских функций.

2. Подготовка помещения для приема ребенка.

3. Родительские права и обязанности.

4. Образ моего ребенка. Проработка отношений.

Предполагаемый результат

   В результате реализации программы мы рассчитываем получить подготовленную среду, в которую возвращается освобождаемый с сформированными задачами на будущие, механизмами выхода из сложных жизненных ситуаций в рамках законности, знающего куда обратиться в случае сложных ситуаций, подготовленную среду для ресоциализации ребенка и юноши, и которая станет опорой и подспорьем для развития в социально – одобряемом контексте.